Адаптированная рабочая программа по ручному труду 1* класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

Адаптированная рабочая программа учебного курса
«Ручной труд» 1 класс
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Составила учитель начальных классов: Разумова Н.Е..
МКОУ Верхнедобринская СШ

Год составления программы: 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2009 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
3. Методическое письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов»,
26.12.2000 г.
4. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями
здоровья, 2009г.
Целью данной программы является:
- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и
материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариа нт
специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения,
речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.
Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011 учебном году».
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и пособия:
- Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2006.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.
- Л.А. Кузнецова. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику РУЧНОЙ ТРУД в 1 классе. С.-Пб.: Просвещение. 2008.
- В.Г.Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению в 1 классе. Пособие для учащихся 1 класса. М.: Просвещение. 1999.
- Л.А. Неменская, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2008.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников данного класса. Школьникам предлагается материал, содержащий
доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Дополнительная литература:
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс, 2004. – 240с.
- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия,
2005. – 192с.

Тематическое планирование по ручному труду в 1 классе
№

Тема урока

п/п
1

Вводное занятие.

Колво
часов

Лепка «Лесенка».

Дата

Беседа о труде и профессиях.
Требования к поведению во время
урока труда.

Знать наиболее распространенные
профессии; технику безопасности;
аккуратное и бережное обращение с
материалами и инструментами.

03.09.2024

1

Процесс труда: планирование,
организация рабочего места,
выполнение последовательности
операций, контроль за ходом и
результатом деятельности.

Знать вид материала: пластилин, его
название и назначение; ручной инструмент:
стека; технологическую последовательность
изготовления изделия.

06.09.2024

Лепка «Забор».

1

Лепка «Домик».

1

4

Лепка «Ёлка».

1

5

Лепка «Самолет».

1

6

Лепка по образцу «Бусы».

1

7

Лепка по образцу «Ягоды». 1

3

Требования к уровню подготовки
обучающихся (результат)

1

Человек и жизнь.

2

Элементы содержания

Уметь под контролем учителя
организовывать рабочее место и
поддерживать порядок на нем во время
работы.

Овладение навыками работы с
пластилином.

10.09.2024

13.09.2024
Овладение приемами работы стекой.
Выполнение объемного изделия.

Уметь выслушивать и повторять за учителем 17.09.2024
анализ образца изделия; пооперационно
выполнять за учителем работу по словесной
инструкции с показом приемов изготовления.
20.09.2024

Лепка предметов шаровидной формы.

24.09.2024

Уметь раскатывать пластилин между

27.09.2024

8

Лепка по образцу «Мяч».

1

9

Лепка по образцу «Кукланеваляшка».

1

10

Лепка по образцу овощей и 1
фруктов.

Предметы круглой формы: яблоко,
помидор, апельсин.

11

Лепка по образцу овощей и 1
фруктов

Предметы овальной формы: сливы,
огурец, картофель.

Уметь составлять композицию на тарелке.

11.10.2024

Сбор листьев, цветов, семян-крылаток
клена, шишек, сучков и др.

Знать элементарные понятия о природных
материалах, их свойствах: цвет, форма,
хрупкость засушенных листьев.

15.10.2024
18.10.2024

Наклеивание на подложку из цветной
бумаги засушенных листьев.

Уметь аккуратно наклеивать на плотную
бумагу сухих хрупких листьев.

22.10.2024
25.10.2024

Наклеивание на подложку из цветной
бумаги засушенных цветов, вазы из
бумаги.

Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие
листья и цветы на подложку.

05.11.2024

12-13 Экскурсия в природу с
целью сбора природного
материала.

2

14-15 Аппликация «Лист
2
большой, лист маленький».
16

Аппликация «Ваза с
цветами».

1

Изготовление игрушки из двух шаров
различной величины.

ладонями круговыми движениями в ладонях, 01.10.2024
вдавливать поверхность.
04.10.2024
08.10.2024

Составлять простые композиции из листьев и
цветов.
08.11.2024

17.

Аппликация «Отлет птиц». 1

Составление по образцу сюжетной
картинки из засушенных листьев.

18

Изготовление записной
книжечки.

1

Изделия из бумаги.

Уметь сгибать и разрывать бумагу по
прямым линиям.

12.11.2024

19

Наборная линейка по
образцу.

1

Изделие для работы с разрезной
азбукой и цифрами.

Знать свойства бумаги: сгибается,
разрывается; бывает толстой, тонкой.

15.11.2024

20

«Летающая птица».

1

Изготовление изделия по образцу.

21

«Шапочка-пилотка».

1

Изготовление по образцу шапочки из
газетной бумаги.

22.11.2024

22

«Стаканчик для семян».

1

Технология изготовления изделия из

26.11.2024

Уметь складывать с угла на угол и по
средней линии, приемы резания ножницами 19.11.2024
по прямым и кривым линиям; скруглять углы
квадрата и прямоугольника.

бумаги.
23

«Волшебные ножницы».

24

Изготовление
1
дидактического материала
по математике.

25

Лепка по образцу:
морковка, перец, груша.

1

Изготовление изделий овальной
формы.

26

Лепка «Грибы».

1

27

Лепка по образцу «Цифры 1
и буквы».

Лепка двумя способами: из целого
куска глины и составление из двух
половинок шара.

28

Лепка «Ёжик».

1

29

Лепка «Цветок».

1

30

Лепка «Бабочка».

1

31

Изготовление по образцу
«Рыбка».

1

1

Упражнения в резании ножницами по
следу сгиба. Вырезание полосы,
резание полосы бумаги на квадраты,
прямоугольники из цветной бумаги.

29.11.2024
Уметь правильно держать ножницы (работа
обеих рук); резать бумагу по прямым и
кривым линиям.

03.12.2024

Уметь подготавливать пластилин к работе
(подогреть); соблюдать пропорции, размеры.
Оценивать свое изделие с указанием
недостатков и достоинств с помощью
учителя.

06.12.2024

Использовать дополнительный
природный материал: крылатки клена,
сосновые иглы, веточки, шелуха
подсолнуха.
Изготовление поделки из еловой
шишки, хвост и плавники из
пластилина.

10.12.2024
13.12.2024
17.12.2024
20.12.2024
24.12.2024

27.12.2024
Уметь соединять плоские детали с
объемными. Правильно располагать детали,
соблюдать пропорции и размеры.

10.01.2025

32

Изготовление по образцу
«Мышка».

1

Поделка из шишки (хвост из мочалки
или проволоки).

Уметь соединять плоские детали с
14.01.2025
объемными. Правильно располагать деталей,
соблюдать

33

Изготовление по образцу
«Пирамидка».

1

Ознакомление с натуральными
объектами; сочетание цветов
пластилина и природного материала.

Уметь скатывать и раскатывать,
расплющивать куски пластилина.

17.12.2025

34

Лепка «Утенок».

1

Уметь соединять детали приемом
примазывания.

21.01.2025

35

Ёлочные гирлянды
(цепочка).

1

Групповая работа. Изготовление
поделки из полос цветной бумаги.

Уметь пользоваться ножницами и клеем.

24.01.2025

36

Гирлянда «Змейка».

1

Резание полосы бумаги по длине
попеременно с одного и другого края,
не дорезая до конца.

Уметь пользоваться ножницами, клеем;
сочетать цвета бумаги.

28.01.2025

37

Аппликация «Флажки».

1

Упражнение в резании по размеченным Уметь ориентироваться в задании.
31.01.2025
прямым и кривым линиям.
Сравнивать изделие с натуральным объектом.

38

Симметричное
вырезывание из бумаги,
сложенной пополам.

1

Симметричное вырезывание овощей:
огурца, помидора.

39

Симметричное
вырезывание из бумаги,
сложенной пополам

1

40

Лепка по образцу рельефов 1
букв и цифр.

Рельефы букв и цифр на подкладной
доске.

Знать вид лепки: на плоскости (рельеф).
11.02.2025
Уметь рационально использовать пластилин.
Располагать цифры и буквы на доске.

41

Лепка по образцу
стилизованной фигуры
человека.

1

Технология изготовления фигуры
человека. Определение формы,
размеров, последовательности
изготовления по показу учителя.

Знать вид лепки круглая (скульптура).
Уметь лепить двумя способами: из целого
куска и присоединение отдельных деталей.

14.02.2025

42

Изготовление по образцу
«Птичка».

1

Поделка из шишки ели, пластилина и
веточек.

Знать свойства материалов, используемые
для работы.

25.02.2025

43

Изготовление по образцу
«Кораблик».

1

Изготовление по образцу из скорлупы
грецкого ореха, ракушек, сосновой
коры.

Знать свойства материалов. Уметь соединять 28.02.2025
детали с помощью пластилина.

44

Изготовление по образцу
«Сова».

1

45

Изготовление по образцу
«Поросенок».

1

Отработка навыков пользования
инструментами, использование
подручных материалов.

Знать правила безопасности с режущими
04.02.2025
инструментами и клеем. Уметь симметрично
вырезывать детали.
07.02.2025

04.03.2025
07.03.2025

46

Изготовление по образцу
«Пингвин».

1

11.03.2025

47

Аппликация «Снеговик».

1

48

Аппликация «Домик».

1

Составление по образцу композиции из Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета 14.03.2025
геометрических фигур.
бумаги в орнаменте, правила составления
18.03.2025
аппликации.
Выбор и применение выразительных
средств для реализации замысла в
Уметь размещать на листе бумаги элементы
аппликации
аппликации. Смазывать детали аппликации
клеем и наклеивание их.

49

Аппликация «Орнамент в
полосе».

1

50

Самостоятельное
изготовление по образцам
орнамента в квадрате.

1

51

Композиция «Лодочка,
пирамидка, фрукты,
овощи».

1

52

Знакомство со свойствами 1
ниток.

53

Витье шнура из толстых
цветных ниток.

1

54

Изготовление кисточки.

1

55

Лепка на тему русской
народной сказки «Репка».

1

56

Лепка. На тему русской
народной сказки
«Колобок».

1

Составление по образцу композиции из Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета 21.03.2025
геометрических фигур.
бумаги в орнаменте, правила составления
аппликации.
Выбор и применение выразительных
средств для реализации замысла в
Уметь размещать на листе бумаги элементы 01.04.2025
аппликации.
аппликации. Смазывать детали аппликации
клеем и наклеивание их.
04.04.2025

Упражнения в разрывании, резании,
связывании, наматывании цветных
ниток в клубок и на картонку.
Коллективная работа по образцу и
представлению.

Знать применение ниток; свойства и
особенности ниток: толстые, тонкие;
разрываются, разрезаются, связываются,
скручиваются.
Уметь завязывать узелки, бантики.

Уметь работать коллективно, располагать
предметы на подставке в определенной
последовательности Закреплять детали на
подставке; рационально использовать
подручный материал.

08.04.2025
11.04.2025
15.04.2025
18.04.2025

22.04.2025

57

Лепка по образцу
«Снегурочка в лесу».

1

Отработка навыка лепки фигуры
человека.

25.04.2025

58

Лепка по образцу «За
грибами».

1

Выбор и применение выразительных
средств для реализации собственного
замысла в лепке.

29.04.2025

59

Аппликация
1
«Растительный орнамент в
полосе».

Составление геометрического и
растительного орнамента.

Практическая работа с
нитками и иголкой.

Упражнения по вдеванию нитки в
Знать свойства ниток, инструменты для
иголку, закрепление нитки в начале и в работы с нитками и их назначение.
конце строчки.
Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять
нитку повторением стежков на одном месте.
Шить по проколам.
Шитье по проколам способом «игла
вверх-вниз».

13.05.2025

Шитье по проколам способом «игла
вверх-вниз». Самостоятельное
прокалывание с последующим
раскрашиванием.

20.05.2025

60

1

61-62 Вышивание по готовым
проколам «Круг, квадрат,
треугольник».

1

63-64 Вышивание по готовым
проколам «Овощи».

1

65-66 Вышивание по готовым
проколам «Фрукты».

1

Знать правила составления орнамента.

06.05.2025

Уметь размещать на листе бумаги элементы
аппликации, наклеивать их.

Уметь правильно держать инструменты,
пользоваться наперстком. Вдевать нитку в
иглу и закреплять нитку повторением
стежков на одном месте.

16.05.2025

23.05.2025


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».