Рабочая программа по функциональной (математической) грамотности 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоградская область
Камышинский муниципальный район
МКОУ Верхнедобринская СШ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность в математике»
для обучающихся 10 класса
на 2024-2025 учебный год

Учитель математики :
Шевченко Наталья Александровна

Количество часов в неделю: 10 класс- 0,5ч
Количество часов в год: 17

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность (Основы математической
грамотности)» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 17 часа и
предназначена для обучающихся 10 классов общеобразовательной школы.
Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности,
умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего
труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем
обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая
методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать
учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе
занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и
закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на
практике в процессе самостоятельной работы.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных
ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на
повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с
применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель курса:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность,
оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей,
познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных
действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей
подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения
различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных
замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении
математической речи и доказательной риторики.
создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов
решения задач;
создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по
образцу и в незнакомой ситуации;
создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и
логического мышления при проектировании решения задачи;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через
исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в
группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Планируемые результаты освоения курса
В процессе реализации программы у учащихся формируются различные виды
универсальных учебных действий
1) в личностном направлении:

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контр примеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах
ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических
задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений;
2)в метапредметном направлении:
сформировать следующие универсальные учебные действия:
познавательные УУД:
• первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном
языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику,
использовать различные языки математики;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (диаграммы,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом; . регулятивные УУД:
•умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их
проверки;
•умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
•умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни; коммуникативные УУД:
•донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
математической речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
•донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ
обосновать, приводя аргументы;
•слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения;
3)в предметном направлении:
• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь
представление об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических
моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику,
использовать различные языки математики;

• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
• овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных
преобразований рациональных выражений, решения уравнений, умение применять
алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных
разделов курса; уметь:
• правильно употреблять терминологию;
• исследовать элементарные функции и решать задачи разного типа;
• решать тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения и неравенства;
• составлять и использовать для решения типичных задач алгоритмы;
• описывать реальные ситуации на языке алгебры;
Содержание курса
Введение 1 ч.
На занятии учащимся сообщаются цели и задачи данного факультативного курса.
Выявляются и систематизируются их знания за счет вводного тестирования. Определяется
понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация
для расширения возможностей учащихся.
Метод интервалов 4 ч.
В учебниках этот материал излагается недостаточно полно, ограничивается простыми
примерами. В этом разделе предложены более сложные примеры на применение метода
интервалов. Занятия позволят закрепить знания и умения по исследованию неравенства.
Освоить алгоритм метода интервалов и сформировать у учащихся умения решать
сложные неравенства, и на этой базе использовать возможности метода интервалов без
дополнительных пояснений.
Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы 2 ч.
Рассматриваются подходы к решению текстовых задач на смеси, сплавы, растворы.
Решение таких задач обычно вызывает наибольшие трудности у учащихся старших
классов, требует много времени на выработку навыка решения. Основное содержание
занятий составляют задачи разного уровня сложности, от стандартных задач на
последовательные изменения до сложных, комбинированных.
Математика в экономике 5 ч.
Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время
необходимо каждому человеку. Основное содержание занятий составляют задачи разного
уровня сложности, сюжеты которых непосредственно взяты из действительности,
окружающей современного человека – платежи, налоги, прибыли, демография, экология,
социологические опросы.
Задачи с практическим содержанием 3 ч.
Основное содержание занятий составляют задачи разного уровня сложности,
практического содержания на использование аппарата математического анализа и теории
вероятности.
Программа курса позволяет обобщить и научить школьников решать подобные задачи.
Обучающимся будет представлены различные методы решения задач данной темы,
подходы к их решению.

Геометрические задачи 2 ч.
Рассматриваются методы решения геометрических задач. Решение стереометрических
задач обычно вызывает наибольшие трудности у учащихся старших классов, требует
много времени на выработку навыка решения. Основное содержание занятий составляют
задачи разного уровня сложности, от стандартных задач на последовательные изменения
до сложных, комбинированных.
Дата

1

2

3
4
5

6
7
8

9
10

11

12
13
14

15
17

п/№

Тема

Количество
часов

Введение 1 час
Проверка владения базовыми
1
умениями. Постановка задач курса
Метод интервалов 4 ч.
Алгоритм метода интервалов.
1
Проверка владения базовыми
умениями.
Решение неравенств, отличных от
линейных
1
Применение метода интервалов при
раскрытии модулей
1
Применение метода интервалов при
раскрытии модулей
1
Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы 2 ч
Текстовые задачи на смеси, растворы
1
Текстовые задачи на сплавы.
1
Математика в экономике 5 ч.
Первоначальные сведения.
Простейшие задачи на проценты.
1
Процентные отношения.
Последовательные изменения
Формула сложных процентов
1
Государственные краткосрочные
1
облигации, доходность, ценные
вклады.
Решение задач на тему «Сложные
проценты»
1
Задачи с практическим содержанием 3 ч.
Решения задач на оптимизацию
1
Решения задач на оптимизацию
1
Задачи на определение вероятности
1
случайного события
Геометрические задачи 2 ч.
1
Задачи на вычисление расстояний,
углов, площадей в планиметрии
1
Задачи на вычисление расстояний,
углов, площадей в стереометрии

Формы
работы
Беседа,
тестирование

Дата
909
2309

Беседа,
тестирование

710

Практикум

21.10

Лекция

11.11

Тренажер

25.11

тренажер
тренажер

912
2312

Практикум
тестирования

13.01

Лекция
урок

2701
10.02

Тренажер

25.02

Лекция
Тестирование
Практикум
Тренажер

11.03
704

Практикум

5.05

Практикум
Тестирован
ие

19.05

21.04


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».