Адаптированная рабочая программа по рисованию 5* класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Комитет по образованию Камышинского муниципального район
МКОУ Верхнедобринская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«Изобразительное искусство»
для обучающихся 5 класса

с. Верхняя Добринка 2024

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт;
 Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.:
сборник 1 (допущена Министерством образования и науки РФ)/ под редакцией
В.В.Воронковой. - М.; Издательство ВЛАДОС, 2012 года (автор И.А.Грошенков).
 Учебный план МКОУ Верхнедобринская СШ;
 Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования.
Цель: создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при
решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач посредством
изобразительного искусства, формирование умения использовать художественные
представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в
количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между
предметами, содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка;
улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного
материала.
Задачи курса изобразительного искусства в 5 классах состоят в том, чтобы:
 сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка;
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и
умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
 сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения
смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и
в будущей профессии;
 использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего
развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических
особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика;
 развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;
оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Рабочая программа разработана с учётом целей и задач образовательной программы МКОУ
Верхнедобринская СШ и особенностей детей. Согласно учебного плана МКОУ
Верхнедобринская СШ на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 1 час в
неделю, 34 часа в год.
Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой продолжение начального
этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым
звеном в системе непрерывного образования.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,
любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно
вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный
способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной
художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и
зарубежной культуры.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного,
дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении
и воспитании детей с ОВЗ; направлен на формирование функционально грамотной личности на
основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного
потенциала) ребенка.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением
специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида –
коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
настойчивости,
воли,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в
условиях современного общества.
Содержание учебного предмет
Рисование с натуры.
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять
форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом
изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения
рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании
предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема
предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления
воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге,
применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при
рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и
гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура
изображения).
Тематическое рисование.
Развитие у обучающихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг
друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на
основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в
рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах,
развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых
произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное
состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративноприкладного искусства.

Тематическое планирование
№

Тема занятия

1

Рисование с натуры

2

четверти
II
III
2
3

2

Декоративное рисование

4

2

3

1

10

3

Рисование на темы

2

3

3

2

10

4

Беседы об
искусстве

изобразительном -

1

1

1

3

8

8

10

8

34ч.

I

Итого:

Итого:
IV
4

11

Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
 названия цветов и оттенков, тир основных цвета;
 правила смешения красок и получения составных цветов;
 начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном
искусстве.
Уметь:
 правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
 свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
 правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от
характера изображаемого;
 стараться правильно передавать форму, пропорции, положения предметов;
 правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не
слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа);
 передавать в тематических рисунках пространство (изображать основания более близких
предметов на бумаге ниже, дальних предметов выше, крупнее – близких, мельче –
дальних);
 выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного
миров, геометрических форм;
 рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки,
волнистые линии и т.д.).
Литература
1. Волков И.П. Художественная студия в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. –
М.:Просвещение, 1993.
2. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной)
школе VIII вида: Учебн. Пособие для учителей спец. Кор.Школ и студентов дефектолог.
Ф-ов педвузов. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачев, 2001.
3. Грошенков И.А. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. Изд. № -е ,
испр. и доп. М., «Просвещение», 1975.

4. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного
искусства: Сборник текстов / Сост И
5. Л.Морозкина, В.М.дрофа. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
6. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред.
Ж.И.Шиф ,В.Г.Петровой, Т.Н.Головиной; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. пед.
Наук. – М.: Педагогика, 1979.
7. Трофимова М.В. , Тарабарина Т.И. И учеба и игра: Популярное пособие для родителей и
педагогов Академия Холдинг, 2001.

Развёрнутое календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

Тема урока

Элементы содержания

Рисунок с натуры:
«Листья осенней
окраски»

Изображение плоских предметов
(осенние листья). Отработка
основных приемов работы акварель.
Передача оттенков локального
цвета, получение составных цветов
путем смешивания; отработка
основных приемов работы
акварелью - заливка; мазок; «по
сырому».
Изображение плоских предметов
(осенние листья). Отработка
основных приемов работы акварель.
Передача оттенков локального
цвета, получение составных цветов
путем смешивания; отработка
основных приемов работы
акварелью - заливка; мазок; «по
сырому».

2

Рисунок с натуры:
«Ветка рябины»

3
4

Осенний пейзаж
Осенний пейзаж.
(Рисунок в цвете).

Продолжить знакомится с жанрами
изобразительного искусства.
Познакомиться с творчеством
великих художников
Беседа о перспективе.
Изучение строения дерева,
кустарников, передача в
изображении этих знаний и
наблюдений, элементов воздушной
и линейной перспективы, создание
определенного колорита, настроения
цветом, освоение техники живописи
«мазком», обобщений впечатлений

Требования к уровню
подготовки учащихся
Знать: строение
листьев.
Уметь: смешивать
цвета,
работать акварелью по
мокрой и сухой бумаге.

Дата
проведения
06.09.2024

Знать: знать значение
13.09.2024
слов: локальный,
оттенок, составные
цвета.
Уметь: рисовать с
натуры; сравнивать
предметы между собой,
выделять особенности
каждого предмета,
изображать предметы,
передавая их форму,
величину, строение,
пропорции, цвет,
композицию.
Знать: виды
20.09.2024
изобразительного
27.09.2024
искусства, работы
известных художниковживописцев.
Уметь: рисовать по
памяти, замечать
характерные
особенности присущи
определённым
временам года и
передавать их
средствами рисунка

5

Аппликация с
дорисовыванием
«Моя улица.

6

Узор в полосе из
растительных
элементов

7

Рисование
геометрического
орнамента в круге

8

Орнамент
квадрате,
знакомство
понятием
симметрия.

9

Беседа «Народное
декоративноприкладное

учащихся от экскурсии в парк.

(форма, пропорции,
расположение на листе
бумаги).

Продолжить знакомится с жанрами
изобразительного искусства.
Познакомиться с известными
произведениями изобразительного
искусства, выполненными в жанре
пейзаж.
Развивать эстетическое восприятие,
красоту форм, учить анализировать
предмет, определять форму,
пропорции, связь частей.
Знакомство с классификацией
орнамента. Роль орнамента в жизни
людей. Дать понятие о
композиционном ритме. Дать
понятие о композиционном ритме.
Знакомство с правилами построения
простого ленточного орнамента.
Выполнение эскиза орнамента
декоративных носков для подарков.
Самостоятельная работа:
выполнение простых
геометрических, растительных
орнаментов.
Знакомство с «симметрией»,
Выполнение эскизов «Лоскутное
одеяло», салфетка, скатерть.
Самостоятельная работа: создание
орнаментов из геометрических
элементов (круг, квадрат, ромб,
треугольник и др.).

Знать: работы
04.10.2024
известных художниковживописцев.
Уметь: планировать
изобразительную
деятельность в
процессе работы над
аппликацией,
рисунком.

в Знакомство с «симметрией»,
Выполнение эскизов «Лоскутное
с одеяло», салфетка, скатерть.
Самостоятельная работа: создание
орнаментов из геометрических
элементов (круг, квадрат, ромб,
треугольник и др.).

Выполнение эскиза предмета

Знать: понятия
орнамент, ритм,
рапорт;
способы построения
узора в полосе.
Уметь: строить
орнамент в полосе.

11.10.2024

Знать: понятия
орнамент, симметрия;
способы построения
узора в квадрате.
Уметь: активно и
творчески применять
ранее усвоенные
способы изображения,
используя
выразительные
средства.
Знать: понятия
орнамент, симметрия;
способы построения
узора в квадрате.
Уметь: активно и
творчески применять
ранее усвоенные
способы изображения,
используя
выразительные
средства.
Знать о народных
промыслах.

18.10.2024

25.10.2024

08.11.2024

10

искусство» Эскиз
предмета.
Рисование с
натуры: «Кувшин
и яблоко»

Познакомится с понятиями: свет,
блик, тень, полутень, рефлекс.

11

Картина - портрет
«Все народы
воспевают
материнство».

Продолжить знакомится с жанрами
изобразительного искусства.
Анализ работ великих художников в
жанре «Портрет».
Познакомиться с известными
произведениями изобразительного
искусства, выполненными в жанре
портрет.

12

Картинанатюрморт.
Аппликация:
«Кувшины разной
формы»

Продолжить знакомится с жанрами
изобразительного искусства.
Познакомиться с известными
произведениями изобразительного
искусства, выполненными в жанре
натюрморт.
Развивать эстетическое восприятие,
красоту форм, учить анализировать
предмет, определять форму,
пропорции, связь частей.

13

Рисунок с натуры:

Продолжить знакомится с жанром

Знать: значение слов –
этюд, набросок, свет,
блик, тень, полутень,
рефлекс.
Уметь: видеть красоту
форм, описывать
предмет, уметь
изображать его в
нужной
последовательности
передавать строение и
пропорции, уметь
планировать свою
работу;
использовать тень для
передачи объемности
предмета.
Знать: виды
изобразительного
искусства, работы
известных художниковпортретистов. Знать
значение слов: портрет,
автопортрет. парадный
портрет.
Уметь: передавать
образ человека
живописными
средствами (окраска
лица, волос, одежды и
т. п. при изображении
портрета человека).
Знать: способы
передачи глубины
пространства
(загораживание,
уменьшение величины
удаленных от
наблюдателя
предметов); видеть
красоту в простом.
Уметь: сравнивать
части в целой
конструкции по
величине; планировать
изобразительную
деятельность в
процессе работы над
аппликацией.
Знать: работы

15.11.2024

22.11.2024

29.11.2024

06.12.2024

«Портрет моего
товарища».

«Портрет» и видами портретов;
воспитание добрых и
положительных чувств к своим
друзьям и сверстникам.
Закрепление понятий «формат»,
равновесие», «контраст»,
«выделение главного»,
«симметрия», «асимметрия»;
выполнение эмоционально
выразительной композиции.
Выполнение объёмной композиции
с фигурками людей; внимание к
пропорциям фигуры человека;
эмоциональная выразительность
жеста.

14

Лепка «Зимние
развлечения».

15

Картина- пейзаж
«Лес зимой»

Анализ работ художников с целью
выявления композиционной схемы
картин. Изучение возможностей
создания статичной и динамичной
композиции; развитие фантазии и
образного мышления.
Познакомиться с творчеством
великих художников. Живописная
композиция. Двух плановое
пространство.

16

Новогодние
карнавальные
очки

Составление декоративной
композицию на Новогоднюю тему.
Развитие художественного вкуса,
наблюдательности, эмоциональная
разрядка, развитие творческих
способностей.

17

Беседа «Картины
художников о
школе, товарищах

Д. Мочальский. «Первое сентября»;
И. Шевандронов. «В сельской
библиотеке»; А. Курчанов. «У

известных художниковпортретистов.
Уметь: передавать
образ человека
живописными
средствами (окраска
лица, волос, одежды и
т. п. при изображении
портрета человека).
Уметь: действовать
согласованно,
договариваться о том,
кто какую часть работы
будет выполнять, как
отдельные фигурки
будут объединяться в
общую композицию.
Знать: виды
изобразительного
искусства, работы
известных художниковживописцев, что такое
«формат, «ритм»,
«цельность
композиции»;
попытаться выделить
главное.
Уметь: рисовать по
памяти, замечать
характерные
особенности присущи
определённым
временам года и
передавать их
средствами рисунка
(форма, пропорции,
расположение на листе
бумаги).
Уметь: Изображать
предметы по памяти и с
натуры, замечать
характерные
особенности предметов
и передавать их
средствами рисунка
(форма, пропорции,
расположение на листе
бумаги).
Знать художников и их
произведения

13.12.2024

20.12.2024

27.12.2024

10.01.2025

и семье»

больной подруги»; Ф. Решетников.
«Опять двойка», «Прибыл на
каникулы».
Навык работы карандашом и
красками.

18

Рисование с
натуры фигуры
человека

19

Тематическое
рисование
«Зимние
развлечения»

Знание о зимних развлечениях.

20

Рисование с
натуры. Часы с
прямоугольным
циферблатом.

Умение проводить анализ натуры

21

Рисование в
квадрате узора из
растительных
форм с
применением
осевых линий.

Выполнение эскизов «Лоскутное
одеяло», салфетка, скатерть.
Самостоятельная работа: создание
орнаментов из растительных форм

22

Рисование
с Знание о растениях и уходе за ними.
натуры цветочного
горшка
с
растением.

23

Праздничная
открытка

24

Натюрморт
«Кофейник,
чашка, яблоко»

Повысить интерес к истории
открытки и научиться её
изготавливать.
Составление декоративной
композицию из разнообразных по
форме объектов.
Развитие художественного вкуса,
наблюдательности, чувство
композиции, эмоциональная
разрядка, развитие творческих
способностей.
Закрепить понятия о светотеневых
отношениях, теплохолодности.
Выявить четкие тональные и
цветовые отношения предметов в

Знать о строении
человеческого тела.
Уметь передавать в
рисунке сходство с
телом человека и
сохранение пропорций.
Уметь словесно
составить сюжет
рисунка. Уметь
работать на всей
плоскости листа.
Выделять части из
целого. Сравнивать
свой рисунок с
объектом изображения.
Передавать в рисунке
форму, пропорции,
цвет, строение.
Знать: понятия
орнамент, симметрия;
способы построения
узора в квадрате.
Уметь: активно и
творчески применять
ранее усвоенные
способы изображения,
используя
выразительные
средства.
Уметь пользоваться
осевой линией. Уметь
выполнять
перспективное
сокращение круга.
Знать: историю
открытки.
Уметь: активно и
творчески применять
ранее усвоенные
способы изображения,
используя
выразительные
средства.

17.01.2025

24.01.2025

31.01.2025

07.02.2025

14.02.2025

21.02.2025

Знать: виды
28.02.2025
изобразительного
искусства, работы
известных художников-

зависимости от освещения, лепка
формы цветом.

25

Декоративное
рисование плаката
«8 Марта»

Знания о плакатах. Навык
декоративной работы карандашом и
красками.

26

Ветка мимозы

Учить любоваться красотой,
яркостью красок различных садовых
цветов; формирование у учеников
умения сравнивать свой рисунок с
натурой, развитие художественного
вкуса, наблюдательности, развитие
бережного отношения к природе;
эмоциональная разрядка, развитие
творческих способностей;
межпредметная связь

27

Декоративное
рисование.
Приемы
выявления формы
изображаемого
предмета с
помощью узора

Продолжить знакомство с сюжетной
композицией на основе
литературного произведения;
закрепление понятий «формат»,
«симметрия», «асимметрия»,
«выделение главного»,
«равновесие».
Несложный сюжет с двумя-тремя
фигурами, двухплановое
пространство, работа с
ограниченной цветовой палитрой.

живописцев;
что такое «цельность
композиции»;
попытаться выделить
главное.
Уметь: изображать
предметы с натуры,
замечать характерные
особенности предметов
и передавать их
средствами рисунка
(форма, пропорции,
расположение на листе
бумаги).
Умение составлять
композицию из
отдельных элементов.
Располагать элементы
на все плоскости листа.
Уметь: рисовать с
натуры; сравнивать
предметы между собой,
выделять особенности
каждого предмета,
изображать предметы,
передавая их форму,
величину, строение,
пропорции, цвет,
композицию.

07.03.2025

14.03.2025

Знать: работы
21.03.2025
известных художниковиллюстраторов.
Уметь: размещать
изображения на листе в
соответствии с их
реальным
расположением (ближе
или дальше от
рисующего; ближе к
нижнему краю листа —
передний план или
дальше от него - задний
план); передавать
различия в величине
изображаемых
предметов (дерево
высокое, цветок ниже
дерева; воробышек
маленький, ворона
большая и т. п.). Уметь
строить композицию

28

Рисование с
натуры.
Скворечник.

Знания конструкции скворечника.

29

Рисование
симметричных
форм: стрекоза,
бабочка, жук.

Знания о мире насекомых.

30

Натюрморт
«Кофейник,
чашка, яблоко»

Закрепить понятия о светотеневых
отношениях, теплохолодности.
Выявить четкие тональные и
цветовые отношения предметов в
зависимости от освещения, лепка
формы цветом.

31

Беседа об
изобразительном
искусстве на тему
«Героическое
прошлое
советского
народа»

Героическое прошлое советского
народа

32

Праздник в
городе. Салют.

Закрепление навыков в передаче
тональных и цветовых отношений,
световоздушной среды.
Применение различных
технических приемов; передача
цветовых и тональных отношений;
передача пространства с
проработкой предметов переднего
плана.

рисунка; передавать
движения людей и
животных, растений,
склоняющихся от
ветра.
Уметь анализировать
образец. Намечать
последовательность
выполнения рисунка.
Уметь анализировать
образец. Передавать в
рисунке форму,
строение, пропорции,
цвет.
Знать: виды
изобразительного
искусства, работы
известных художниковживописцев;
что такое «цельность
композиции»;
попытаться выделить
главное.
Уметь: изображать
предметы с натуры,
замечать характерные
особенности предметов
и передавать их
средствами рисунка
(форма, пропорции,
расположение на листе
бумаги).
Знания о картинах
В.Пузырькова.
«Черноморцы»;
Ю.Непринцева «Отдых
после боя»;
П.Кривоногова
«Победа»; М.Хмелько.
«Триумф победившей
Родины».
Знать: виды
изобразительного
искусства, работы
известных художниковживописцев.
Уметь: рисовать по
памяти, передавать
праздничное
настроение
изобразительными
средствами (форма,

04.04.2025

11.04.2025

18.04.2025

25.04.2025

16.05.2025

пропорции,
расположение на листе
бумаги).

33

34

Рисование с
натуры «Весенний
цветок»
Весенний пейзаж

Знания о природе родного края,
бережное отношения к природе.

Уметь видеть и
23.05.2025
передавать в рисунке
красоту цветов.
Грамотное построение пространства. Знать: виды
изобразительного
Плановость. Закрепление навыков
искусства, работы
работы различными
известных художниковхудожественными материалами.
живописцев.
Пейзаж городских окраин.
Уметь: рисовать по
Цветная графическая работа по
памяти, замечать
личным наблюдениям.
характерные
особенности присущи
определённым
временам года и
передавать их
средствами рисунка
(форма, пропорции,
расположение на листе
бумаги).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».