Адаптированная рабочая программа по чтению 4* класс

МКОУ Верхнедобринская СШ
Камышинского муниципального района Волгоградской области

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 4 класса

Учитель: Раут Е.Н.

с. Верхняя Добринка 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под ред. И.М.
Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе
специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого
ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций
поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с
нарушениями интеллекта.
Задачами уроков чтения в младших классах являются:
 воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;
 формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового
состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение
постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
 формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать
содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их
поступкам во время коллективного анализа;
 развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя,
спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном,
дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно
обсуждать предполагаемый ответ и др.
Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного
творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию
детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах
для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и
расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается
концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового
расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное
внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с
нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического
развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа
чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно
и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым
словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует
подбора специальных методов и приемов обучения.
Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной
устной речи на процесс чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения,
направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между
описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не
нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности
эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов,
помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц,
напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к
самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев
в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают
умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле
произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного
опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам

учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения
определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи.
Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики
их продвижения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ЧТЕНИЕ»
4 класс
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и
зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе
обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя
разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений,
определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию
навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательных
интересов
детей,
расширения
их
кругозора,
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и
настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении
людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о
сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки,
статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими,
доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков
самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения
выбирать книгу по интересу.
Программа
построена по
концентрическому
принципу,
а
также
с
учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет
повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми
сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки,
поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских
и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни
детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и
безнравственное в этих отношениях.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире,
о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать»,
«Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана
на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные
истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением
правильности ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с
простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых
слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации
конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации
перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального
содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок
автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно

воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных
диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его
эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление
причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние
персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова,
характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как
можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт
и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение
произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро
побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы
поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения,
обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения.
Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием
прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение
одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора
на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста,
подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к
произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного
автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием
приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке,
с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к
рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не
повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и
др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и
выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание
заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки.
Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
 читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по
семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и
темпом речи
 отвечать на вопросы по прочитанному;
 читать про себя, выполняя задания учителя;
 выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
 читать диалоги по ролям;
 пересказывать прочитанное по частям;
 выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
2 уровень:
 осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
 пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
 участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
 выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками
класса
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• компьютерные презентации
• интернет - сайты «Про школу», «Педсовет», «1 сентября» и др.
• Комплект сюжетных картинок
• Серии книг для внеклассного чтения
• Демонстрационные таблицы
• Презентации по темам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.
2. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей.
В.Г.Петрова Москва, «Просвещение»,1982 г.
3. Воспитание правильной речи у детей. Н.А.Седых, Москва, АСТ 2005г.
4. Методические рекомендации. Чтение. 2–4 классы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Ильина С. Ю.

Календарно-тематическое планирование

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

Школьная жизнь
1

2

Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и
дома»)
Жил-был Учитель. Э. Мошковская

1

2.09

3

Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский

1

3.09

4

Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)

1

4.09

5

Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница»)

1

8.09

6

Шум и Шумок. По Е. Ильиной

1

9.09

7

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов

1

10.09

8
9

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания
второклассника Вити»)
Читалочка. В. Берестов

10

1

1

1.09

11.09

1

15.09

Зарубите на носу. По М. Бартеневу

1

16.09

11

Загадки

1

17.09

12

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»

1

18.09

Время листьям опадать…
13

Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова

1

22.09

14

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой

1

23.09

15

Подарки осени. Е. Благинина

1

24.09

16

1

17

Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в
школу»)
Лес осенью. А. Твардовский

1

29.09

18

В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)

1

30.09

19

1

20

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная
дорога»)
Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму

1

2.10

21

Осень. К. Бальмонт

1

6.10

22

Три сойки. По Ю. Ковалю

1

7.10

23

Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)

1

8.10

24

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев

1

9.10

25

Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко
«Спокойной ночи!»)

1

25.09

1.10

13.10

26

Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому

1

27

1

28

Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему
осенью листопад»)
Загадки

1

16.10

29

Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»

1

20.10

14.10
15.10

Делу – время, потехе – час
30

Пекла кошка пирожки… (русская потешка)

1

21.10

31

Сенокос (чешская потешка)

1

22.10

32

Карусели. По Л. Пантелееву

1

23.10

33

Прятки. По Н. Носову

1

5.11

34

Считалки

1

6.11

35

Жмурки. По М. Булатову

1

10.11

36

Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»

1

11.11

В мире животных
37

Бодливая корова. О К. Ушинскому

1

12.11

38

Упрямый котёнок. По В. Бирюкову

1

13.11

39

Пушок. По В. Гаранжину

1

17.11

40

Томка. По Е. Чарушину

1

18.11

41

Охотник и собаки. По Б. Житкову

1

19.11.

42
43

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в
нос»)
Хитрый бурундук. Г. Снегирёв

44

1

20.11

1

24.11

Барсучья кладовая. По А. Баркову

1

25.11

45

Гостья. По А. Дорохову

1

26.11

46

Игрушки лисят. Г. Корольков

1

27.11

47

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)

1

1.12

48

Загадки

1

2.12

49

Обобщающий урок по теме «В мире животных»

1

3.12

Жизнь дана на добрые дела
50

Миша-мастер. Г. Ладонщиков

1

4.12

51

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1

1

8.12

52

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2

1

9.12

53

Михаськин сад. В. Хомченко

1

10.12

1

55

Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего
дома»)
Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву

1

15.12

56

Котёнок. Е. Благинина

1

16.12

57

Птичка. В. Голявкин

1

17.12

58

Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»

1

18.12

54

11.12

Зима наступила
59

Снег идёт. По. Л. Воронковой

1

22.12

60

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1

1

23.12

61

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2

1

24.12

62

Зима (отрывок) И. Суриков

1

25.12

63

Декабрь (отрывок) С. Маршак

1

29.12

64

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

1

30.12

65

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

1

12.01

66

Вечер под рождество. По Л. Клавдиной

1

13.01

67

Где лежало «спасибо»?

1

14.01

68

На горке. По Н. Носову. Часть 1

1

15.01

69

На горке. По Н. Носову. Часть 2

1

19.01

70

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1

1

20.01

71

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2

1

21.01

72

Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский

1

22.01

73

Зимняя сказка. П. Головкин

1

26.01

74

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1

1

27.01

75

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2

1

28.01

76

Снежная шапка. В. Бирюков

1

29.01

77

В шубах и шапках. По А. Тумбасову

1

2.02

78

1

79

Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова
«Мороз, Красный нос»
Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился»)

1

4.02

80

Зимние приметы. По А. Спирину

1

5.02

81

Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская

1

9.02

82

Обобщающий урок по теме «Зима наступила»

1

10.02

Весёлые истории

3.02

83

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1

1

11.02

84

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2

1

12.02

85

Одни неприятности. Г. Остер

1

16.02

86

Однажды утром. М. Пляцковский

1

17.02

87

Почему комары кусаются. В. Бирюков

1

18.02

88

Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак

1

19.02

89

Две лишние коробки. По О. Кургузову

1

24.02

90

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе

1

25.02

91

Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

1

26.02

Полюбуйся, весна наступает…
92

Март. В. Алфёров

1

2.03

93

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1

1

3.03

94

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2

1

4.03

95

Забота. Е. Благинина

1

5.03

96

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому

1

10.03

97

Последняя льдина. По В. Бианки

1

11.03

98

Весна. А. Плещеев

1

12.03

99

Скворцы прилетели. По А. Баркову

1

16.03

100

Всему свой срок. По Э. Шиму

1

17.03

101

Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин

1

18.03

102

Весенний вечер. По Ю. Ковал ю

1

19.03

103

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

1

23.03

104

Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!»

1

24.03

В мире волшебной сказки
105

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

25.03

106

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

26.03

107

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская
народная сказка) (В сокращении)
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская
народная сказка) (В сокращении)
У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила» А. Пушкина)
Подарки феи. По Ш. Перро

108
109
110

1
1
1
1

6.04
7.04
8.04
9.04

111

Подарки феи. По Ш. Перро

1

13.04

112

Горшочек каши. Братья Гримм

1

14.04

113

Наши сказки. По В. Порудоминскому

1

15.04

114

Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»

1

16.04

Родная земля
115

Царь-колокол. М. Ильин

1

20.04

116

Город на Неве. С. Васильева

1

21.04

117

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко

1

22.04

118

Сочинение на тему. С. Вербова

1

23.04

119

1

120

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это
слово»)
Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)

1

28.04

121

Защита. А. Усачёв

1

29.04

122

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

1

30.04

123

День Победы. Т. Белозёров

1

4.05

124

Обобщающий урок по теме «Родная земля»

1

5.05

27.04

Лето пришло
125

Ливень. С. Козлов

1

6.05

126

Тучка. Г. Граубин

1

7.05

127

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

12.05

128

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

13.05

129

Одуванчик. Е. Благинина

1

14.05

130

Встреча со змеёй. По А. Дорохову

1

18.05

131

Летний снег А. Бродский

1

19.05

132

После зимы будет лето. В. Голявкин

1

20.05

133

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

1

21.05

134

Летние приметы. По А. Спирину

1

25.05

135

Обобщающий урок по теме «Лето пришло»

1

26.05

136

Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».