МКОУ Верхнедобринская СШ
Камышинского муниципального района Волгоградской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 4 класса
Учитель: Раут Е.Н.
с. Верхняя Добринка 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под ред. И.М.
Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе
специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого
ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций
поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с
нарушениями интеллекта.
Задачами уроков чтения в младших классах являются:
 воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;
 формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового
состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение
постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
 формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать
содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их
поступкам во время коллективного анализа;
 развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя,
спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном,
дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно
обсуждать предполагаемый ответ и др.
Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного
творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию
детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах
для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и
расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается
концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового
расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное
внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с
нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического
развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа
чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно
и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым
словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует
подбора специальных методов и приемов обучения.
Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной
устной речи на процесс чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения,
направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между
описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не
нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности
эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов,
помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц,
напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к
самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев
в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают
умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле
произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного
опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам
учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения
определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи.
Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики
их продвижения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ЧТЕНИЕ»
4 класс
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и
зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе
обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя
разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений,
определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию
навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательных
интересов
детей,
расширения
их
кругозора,
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и
настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении
людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о
сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки,
статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими,
доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков
самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения
выбирать книгу по интересу.
Программа
построена по
концентрическому
принципу,
а
также
с
учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет
повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми
сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки,
поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских
и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни
детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и
безнравственное в этих отношениях.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире,
о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать»,
«Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана
на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные
истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением
правильности ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с
простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых
слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации
конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации
перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального
содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок
автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно
воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных
диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его
эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление
причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние
персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова,
характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как
можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт
и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение
произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро
побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы
поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения,
обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения.
Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием
прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение
одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора
на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста,
подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к
произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного
автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием
приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке,
с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к
рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не
повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и
др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и
выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание
заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки.
Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
 читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по
семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и
темпом речи
 отвечать на вопросы по прочитанному;
 читать про себя, выполняя задания учителя;
 выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
 читать диалоги по ролям;
 пересказывать прочитанное по частям;
 выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
2 уровень:
 осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
 пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
 участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
 выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками
класса
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• компьютерные презентации
• интернет - сайты «Про школу», «Педсовет», «1 сентября» и др.
• Комплект сюжетных картинок
• Серии книг для внеклассного чтения
• Демонстрационные таблицы
• Презентации по темам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.
2. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей.
В.Г.Петрова Москва, «Просвещение»,1982 г.
3. Воспитание правильной речи у детей. Н.А.Седых, Москва, АСТ 2005г.
4. Методические рекомендации. Чтение. 2–4 классы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Ильина С. Ю.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Школьная жизнь
1
2
Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и
дома»)
Жил-был Учитель. Э. Мошковская
1
2.09
3
Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский
1
3.09
4
Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)
1
4.09
5
Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница»)
1
8.09
6
Шум и Шумок. По Е. Ильиной
1
9.09
7
Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов
1
10.09
8
9
Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания
второклассника Вити»)
Читалочка. В. Берестов
10
1
1
1.09
11.09
1
15.09
Зарубите на носу. По М. Бартеневу
1
16.09
11
Загадки
1
17.09
12
Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»
1
18.09
Время листьям опадать…
13
Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова
1
22.09
14
Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой
1
23.09
15
Подарки осени. Е. Благинина
1
24.09
16
1
17
Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в
школу»)
Лес осенью. А. Твардовский
1
29.09
18
В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)
1
30.09
19
1
20
Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная
дорога»)
Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму
1
2.10
21
Осень. К. Бальмонт
1
6.10
22
Три сойки. По Ю. Ковалю
1
7.10
23
Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)
1
8.10
24
Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев
1
9.10
25
Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко
«Спокойной ночи!»)
1
25.09
1.10
13.10
26
Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому
1
27
1
28
Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему
осенью листопад»)
Загадки
1
16.10
29
Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»
1
20.10
14.10
15.10
Делу – время, потехе – час
30
Пекла кошка пирожки… (русская потешка)
1
21.10
31
Сенокос (чешская потешка)
1
22.10
32
Карусели. По Л. Пантелееву
1
23.10
33
Прятки. По Н. Носову
1
5.11
34
Считалки
1
6.11
35
Жмурки. По М. Булатову
1
10.11
36
Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»
1
11.11
В мире животных
37
Бодливая корова. О К. Ушинскому
1
12.11
38
Упрямый котёнок. По В. Бирюкову
1
13.11
39
Пушок. По В. Гаранжину
1
17.11
40
Томка. По Е. Чарушину
1
18.11
41
Охотник и собаки. По Б. Житкову
1
19.11.
42
43
Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в
нос»)
Хитрый бурундук. Г. Снегирёв
44
1
20.11
1
24.11
Барсучья кладовая. По А. Баркову
1
25.11
45
Гостья. По А. Дорохову
1
26.11
46
Игрушки лисят. Г. Корольков
1
27.11
47
Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)
1
1.12
48
Загадки
1
2.12
49
Обобщающий урок по теме «В мире животных»
1
3.12
Жизнь дана на добрые дела
50
Миша-мастер. Г. Ладонщиков
1
4.12
51
Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1
1
8.12
52
Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2
1
9.12
53
Михаськин сад. В. Хомченко
1
10.12
1
55
Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего
дома»)
Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву
1
15.12
56
Котёнок. Е. Благинина
1
16.12
57
Птичка. В. Голявкин
1
17.12
58
Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»
1
18.12
54
11.12
Зима наступила
59
Снег идёт. По. Л. Воронковой
1
22.12
60
Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1
1
23.12
61
Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2
1
24.12
62
Зима (отрывок) И. Суриков
1
25.12
63
Декабрь (отрывок) С. Маршак
1
29.12
64
Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1
1
30.12
65
Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1
1
12.01
66
Вечер под рождество. По Л. Клавдиной
1
13.01
67
Где лежало «спасибо»?
1
14.01
68
На горке. По Н. Носову. Часть 1
1
15.01
69
На горке. По Н. Носову. Часть 2
1
19.01
70
Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1
1
20.01
71
Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2
1
21.01
72
Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский
1
22.01
73
Зимняя сказка. П. Головкин
1
26.01
74
Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1
1
27.01
75
Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2
1
28.01
76
Снежная шапка. В. Бирюков
1
29.01
77
В шубах и шапках. По А. Тумбасову
1
2.02
78
1
79
Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова
«Мороз, Красный нос»
Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился»)
1
4.02
80
Зимние приметы. По А. Спирину
1
5.02
81
Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская
1
9.02
82
Обобщающий урок по теме «Зима наступила»
1
10.02
Весёлые истории
3.02
83
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1
1
11.02
84
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2
1
12.02
85
Одни неприятности. Г. Остер
1
16.02
86
Однажды утром. М. Пляцковский
1
17.02
87
Почему комары кусаются. В. Бирюков
1
18.02
88
Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак
1
19.02
89
Две лишние коробки. По О. Кургузову
1
24.02
90
Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе
1
25.02
91
Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»
1
26.02
Полюбуйся, весна наступает…
92
Март. В. Алфёров
1
2.03
93
Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1
1
3.03
94
Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2
1
4.03
95
Забота. Е. Благинина
1
5.03
96
Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому
1
10.03
97
Последняя льдина. По В. Бианки
1
11.03
98
Весна. А. Плещеев
1
12.03
99
Скворцы прилетели. По А. Баркову
1
16.03
100
Всему свой срок. По Э. Шиму
1
17.03
101
Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин
1
18.03
102
Весенний вечер. По Ю. Ковал ю
1
19.03
103
Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву
1
23.03
104
Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!»
1
24.03
В мире волшебной сказки
105
Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)
1
25.03
106
Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)
1
26.03
107
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская
народная сказка) (В сокращении)
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская
народная сказка) (В сокращении)
У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила» А. Пушкина)
Подарки феи. По Ш. Перро
108
109
110
1
1
1
1
6.04
7.04
8.04
9.04
111
Подарки феи. По Ш. Перро
1
13.04
112
Горшочек каши. Братья Гримм
1
14.04
113
Наши сказки. По В. Порудоминскому
1
15.04
114
Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»
1
16.04
Родная земля
115
Царь-колокол. М. Ильин
1
20.04
116
Город на Неве. С. Васильева
1
21.04
117
Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко
1
22.04
118
Сочинение на тему. С. Вербова
1
23.04
119
1
120
Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это
слово»)
Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)
1
28.04
121
Защита. А. Усачёв
1
29.04
122
Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю
1
30.04
123
День Победы. Т. Белозёров
1
4.05
124
Обобщающий урок по теме «Родная земля»
1
5.05
27.04
Лето пришло
125
Ливень. С. Козлов
1
6.05
126
Тучка. Г. Граубин
1
7.05
127
Хитрый одуванчик. Н. Павлова
1
12.05
128
Хитрый одуванчик. Н. Павлова
1
13.05
129
Одуванчик. Е. Благинина
1
14.05
130
Встреча со змеёй. По А. Дорохову
1
18.05
131
Летний снег А. Бродский
1
19.05
132
После зимы будет лето. В. Голявкин
1
20.05
133
Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская
1
21.05
134
Летние приметы. По А. Спирину
1
25.05
135
Обобщающий урок по теме «Лето пришло»
1
26.05
136
Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете
1