Пояснительная записка
Учебный план МКОУ Верхнедобринской СШ, реализующий
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Вариант 1) сформирован в соответствии с:
- требованиями ст.14,32 Закона Российской Федерации от 29.12.2012
года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. №1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17
июля 2024 г. N 495 “О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ”
-санитарно-эпидемиологическими требованиями СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план МКОУ Верхнедобринской СШ (далее - Учебный план),
реализующих АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое
на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I-IV или I дополнительный, I-IV классы;
2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV
класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060
часов на 3 этапе (Х - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся
в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с
целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных потребностей, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционноразвивающими занятиями). Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в МКОУ Верхнедобринской СШ. Внеурочная деятельность
обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их
индивидуальных потребностей и составляет суммарно до 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать
обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных
особенностей обучающихся и их физиологических потребностей
(пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573),
действующим до 1 января 2027 г.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся I - IV классов.
Предметные области
Класс
\ Учебные предметы
Количество
Всего
часов
I II III IV
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая практика
2. Математика
Математика
3. Естествознание
Мир природы и человека
Музыка
4. Искусство
Рисование (изобразительное
искусство)
5. Физическая культура Адаптивная физическая
культура
6. Технология
Труд (технология)
Итого
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):
Коррекционные занятия с логопедом
3
3
2
3
2
2
1
3+1
4
2
4+1
1+1
1
1
3+1
4
2
4+1
1+1
1
1
3+1
4
2
4+1
1+1
1
1
15
15
8
18
8
5
4
3
3
3
3
12
Коррекционные занятия с психологом
Коррекционные занятия с дефектологом
2 2 2 2 8
1,5 1,5 1,5 1,5 6
1. Язык и речевая
практика
2 1 1 1 5
21 23 23 23 90
21 23 23 23 90
6
6
6
6
24
1,5 1,5 1,5 1,5 6
Ритмика
1 1 1 1 4
Внеурочная деятельность:
4 4 4 4 16
Количество часов во II-IV классах увеличено на 1 час в неделю за счет части
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений на
изучение курсов: «Русский язык», «Математика» и «Мир природы и
человека»
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при
5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели
во II - IV классах).
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V-IX классов.
Предметные
области
Язык и речевая
практика
Учебные
Количество часов в неделю
предметы
(учебные курсы)
V
VI VII VIII IX
Обязательная часть
Русский язык
4+1 4+1
4
4
4
Всего
22
Математика
Чтение
(Литературное
чтение)
Математика
Естествознание
Информатика
Природоведение
2
2
1
-
1
-
1
-
3
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
Основы
социальной
жизни
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История
Отечества
Музыка
-
-
2
2
2
6
1
-
-
-
-
1
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая
культура
Труд
(технология)
2
-
-
-
-
2
2
2
2
2
2
10
6
6
7
7
7
33
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе) в соответствии с
санитарными правилами и нормами
Внеурочная деятельность:
коррекционно-развивающая область
29
0
30
0
29
1
30
0
30
0
148
7
29
30
30
30
30
149
10
6
10
6
10
6
10
6
10
6
50
30
Человек и
общество
Искусство
Физическая
культура
Технология
4
4
4
4
4
20
4+1
4+1
3
3+1
3+1
21
(коррекционные занятия и ритмика)
Коррекционные занятия с
логопедом
Коррекционные занятия с
психологом
Коррекционные занятия с
дефектологом
другие направления внеурочной
деятельности
Всего часов
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
4
4
4
4
4
20
39
40
40
40
40
199
Количество часов в V,VI , VIII и IX классе увеличено на 1 час в неделю за
счет части учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений на изучение курса «Математика», а также на 1 час в неделю в V
и VI классе увеличено количество часов на изучение курса по «Русскому
языку»
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
План внеурочной деятельности МКОУ Верхнедобринской СШ
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования;
совершенствование
навыков
общения
со
сверстниками
и
коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном
труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять
инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие "Разговоры о
важном".
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" должны быть направлены на
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор
и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
Направления и цели внеурочной деятельности в МКОУ
Верхнедобринской СШ
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и
деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа
жизни. Представлена спортивными мероприятиями: День Здоровья, «Папа,
мама, я –спортивная семья», соревнованиями по волейболу, Зарница и др.
2.Проектно-исследовательская деятельность реализуется в рамках
работы детского объединения «Орлята России», обучающиеся привлечены к
созданию и реализации социально-значимых проектов, которые интегрируют
знания по окружающему миру, экологии, математике и другим предметам.
А также организуется на занятиях по финансовой грамотности в 3,4
классах.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического
общения и словесного творчества и реализуется во всех представленных
программах внеурочной деятельности.
4. Направления «Учение с увлечением», «Марафон знаний» реализуются
через курс «Функциональная грамотность», предметные недели, участие в
предметных конкурсах и олимпиадах, конкурсы чтецов и др.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения
поставленных задач конкретного направления;
преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает
любое направление внеурочной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование
средств информационно-коммуникационных технологий.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности
Дома Культуры с. Верхняя Добринка, где функционируют
кружки «Хореография» и «Вокальный». А также Природного парка
«Щербаковский», на базе которого проводятся различные экологические
мероприятия, марафоны и акции, в которых принимают участие
обучающиеся. Таким образом ,реализуются художественно-эстетическое,
коммуникативное и проектно-исследовательское направления внеурочной
деятельности.
Учебные курсы
1
1
1
Разговоры о важном
Орлята России (детское
объединение)
ИТОГО недельная
нагрузка
2
Учебные курсы
Разговоры о важном
Профориентация
«Россия – мои
горизонты»
Подвижные игры
ИТОГО недельная
нагрузка
Количество часов в неделю
2
3
1
1
0
0
5
1
0
1
2
1
1
Количество часов в неделю
6
8
1
1
1
1
1
3
1
3
4
1
0
1
9
1
1
1
3