МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района
Волгоградской области
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
5,7 КЛАСС
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЕРХНЯЯ ДОБРИНКА
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(МОДУЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)
Актуальность введения предметного курса по математике в школьную
программу:
 предметный курс
позволяет планомерно вести дополнительную
деятельность по предмету;
 позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал,
вызывающий трудности, что способствует более успешному
выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
 различные формы проведения предметного курса, способствуют
повышению интереса к предмету;
 рассмотрение более сложных заданий способствует развитию
логического мышления обучающихся;
 создаются условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы
только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не
только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и
кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В
классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того,
что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи
«потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно
поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном
курсе, помогают решить задачи:
 Привитие интереса к математическим знаниям;
 Развитие математического кругозора;
 Привитие навыков самостоятельной работы;
 Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
 Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики
в основной школе является освоение учащимися системы математических
знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни
и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и
продолжения образования на третьей ступени обучения или в
среднеспециальных учебных заведениях.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Математическая
грамотность»
Программа нацелена на развитие
способности человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных
контекстах.
Эта
способность
математические
рассуждения,
использование
включает
математических
понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и
принимать
решения,
которые
необходимы
конструктивному,
активному и размышляющему гражданину.
Задачи:
1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности,
которые могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Математическая грамотность»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа по учебному курсу «Математическая грамотность» для
учащихся 5, 7 классов согласно учебному плану МКОУ Верхнедобринская
СШ, Камышинского муниципального района, Волгогордской области
рассчитана на 17 часов
.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ с указанием форм ее организации и видов
деятельности
Формы проведения занятий:
- практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных
материалов, цифровых образовательных технологий;
- самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).
Курс предусматривает диагностические ( зачетные) работы по разделам.
Раздел 1. Анализ и преобразование информации (17 часов)
5 класс
Множество натуральных чисел; задачи практического содержания;
знакомство с математической моделью представления информации (схемы,
графики, диаграммы); практическое применение знаний о математической
модели. Начальное представление о геометрии; понятие площадей
геометрических фигур; решение практико-ориентированных и бытовых
задач; прикладная геометрия расстояния.
7 класс
Множество натуральных, дробных и рациональных чисел; задачи
практического содержания; знакомство с экономическими задачами;
практическое применение знаний об экономических задачах. Понятие объема
геометрического тела; практико-ориентированные задачи на нахождение
объема; применение полученных знаний в решении бытовых задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
 оперировать понятиями натурального числа, обыкновенной и
десятичной дроби;
 решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
использовать свойства чисел и правила действий с числами при
выполнении вычислений;
 решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих
три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
 использовать полученные знания о геометрии при решении бытовых и
практических задач;
 решать практико-ориентированные задачи различной сложности.
7 класс
 преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую
(текст в схему, таблицу, карту и наоборот).
 составлять аннотацию, рекламу, презентацию;
предлагать варианты решения проблемы, обосновывать их
результативность с помощью конкретного предметного знания;
 приводить примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения
данных проблем позволит быть успешным, результативным. Составить
алгоритм решения проблем данного класса.
 делать аналитические выводы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Наименование раздела
(темы) курса
Количество
часов
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Анализ и преобразование
информации
10
Множество натуральных
чисел; задачи практического
содержания; знакомство с
математической моделью
представления информации
(схемы, графики, диаграммы);
практическое применение
знаний о математической
модели
Осваивать способы представления информации
Решать задачи практического содержания
Изучать методы работы с табличными и
графическими представлениями данных
в ходе практических работ
Практическая геометрия
7
Начальное представление о
геометрии; понятие площадей
геометрических фигур;
решение практикоориентированных и бытовых
задач; прикладная геометрия
расстояния.
Осваивать понятия: простейших геометрических
фигур; периметра и площади;
Решать проблемные, ситуационные, практикоориентированные, открытого типа, контекстные
задачи.
6
7 КЛАСС
Наименование раздела
(темы) курса
Количество
часов
Анализ и преобразование
информации
11
Практическая геометрия
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Множество натуральных,
дробных и рациональных
чисел; задачи практического
содержания; знакомство с
экономическими задачами;
практическое применение
знаний об экономических
задачах.
Отрабатывать способы представления
информации
Решать задачи практического и экономического
содержания
Изучать методы работы с табличными и
графическими представлениями данных
в ходе практических работ
Понятие объема
геометрического тела;
практико-ориентированные
задачи на нахождение объема;
применение полученных
знаний в решении бытовых
задач.
Осваивать понятия: объемных фигур, объема
геометрического тела.
Решать задачи на нахождение объема и бытовые
Выполнять построение чертежей и изображений
различной сложности
7
8